ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ


Алтайский край, Каменский район
 г.Камень-на-Оби
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайты и группы
  • Комитет по образованию г.Барнаул
  • Министерство образования и науки Алтайского края
  • Администрация Каменского района Алтайского края
  • Управление образования Администрации Каменского района Алтайского края
  • Федеральный портал Российское образование
  • Портал АКИПКРО
  • Виртуальный методический кабинет
  • Факультет дошкольного образования/МУ
  • Факультет проектной деятельности
  • Методический центр ФГОС
  • Факультет коррекционной педагогики /МУ
  • УчМаг
  • ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ
  •      


    Инструменты
  • GIF аниматор
  • GIF анимация
  • Создание плейкаста
  • Видеоурок по созданию плейкаста

  • Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вопросы uCoz
  • ОДНОКЛАССНИКИ

  • Архив записей

    Мои странички
  • Мой Университет
  • МААМ.РУ
  • Nsportal
  • ИНФОУРОК

  • Главная » 2017 » Февраль » 20 » Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
    06:54
    Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

    Основная цель работы по развитию речи в детском саду – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

    Задачи развития речи:

    1.развитие словаря детей. Она предполагает обогащение, уточнение, активизацию словаря.

    2.воспитание звуковой культуры речи. Она предполагает развитие речевого слуха, обучение правильного звукопроизношению, воспитание орфоэпической правильной речи, четкой дикции. Большое внимание уделяется воспитанию культуры речевого общения.

    3.формирование грамматического строя речи. Эта задача предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам), освоение способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов предложений).

    4.развитие связной речи. Включает развитие диалогической и монологической речи. Диалог является основной формой общения. Детей учат вести диалог, т.е. слушать и понимать обращенную речь; вступать в разговор и поддерживать его; развивать умения речевого этикета. Работа по развитию связной монологической речи осуществляется через обучение рассказыванию. Детей учат рассказывать тексты, строить грамматические высказывания, повествования, составлять рассказы по игрушке и т.д.

    5.формирование элементарного осознания языка и речи. Эта задача обеспечивает подготовку к обучению грамоте (чтению и письму). Цель этой работы в детском саду привлечь внимание детей к слоговому составу слова, анализу состава предложений.

    6.ознакомление с художественной литературой. Не является чисто речевой задачей, а рассматривается как средство осуществления всех задач развития речи. В содержание этой задач входит знакомство с произведениями русской, зарубежной, современной, классической литературы различных жанров; воспитание интереса любви к родному языку.

    Средства развития речи дошкольников:

    -общение взрослых и детей;

    -создание оптимальной речевой среды, речь воспитателя;

    -обучение родному языку на занятиях;

    -ознакомление с художественной литературой.

    Методы развития речи делятся на 3 группы.

    1.Наглядные методы – используются для закрепления знаний словаря, развитие обобщающей функции слова, обучение связной речи.

    -непосредственные – направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двухсигнальных систем (экскурсия, осмотры помещения, наблюдение);

    -опосредованные – основаны на применение изобразительной наглядности (рассматривание игрушек, картин и т.д.).

    1.Словесные методы. Используются при использовании наглядных методов (объяснения, разъяснения и т.д.).

    2.Практические направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры и т.д.).

    Развитие словаря у детей.

    Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

    В развитии словаря выделяют две стороны: количественную и качественную.

    Количественный рост. В дошкольном возрасте наблюдается скачкообразное неравномерное развитие. Его рост зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу 1 году жизни (10-15слов). Развитие понимание речи опережает активный словарь (30-40 слов) . К концу 2 года словарь составляет 300-400 слов. К 3 годам около 1500 слов. Огромный скачек происходит за счет овладения ребенком способами образования слов. В последующих годах темп замедляется . К 4 годам около 1900 слов, в 5 лет около 2000-2500. В 6 лет около 3500-4000 слов.

    Качественное развитие. Развитие значений слов. Выгодский показал, что на разных этапах развития ребенка за значением слова стоят различные формы обобщения. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова . Она выделила степени обобщающих функций слов:

    1.степень. Слово заменяет образ конкретного предмета (слово кукла обозначает ту куклу, которую ему показывают). Это характерно для детей 1- 2 начало года жизни.

    2.Степень. Слово замещает ряд однородных предметов. Ребенок овладевает видовыми понятиями (слово кукла относится к любой кукле). Характерно для детей конца 2 года жизни.

    3.Степень. Слово замещают любую группу однородных предметов (слово игрушка обозначает и куклу, и мячик и т.д.). Ребенок овладевает родовыми понятиями к 3-3,5 годам.

    4.Степень. Дети способны усвоить любую степень обобщения (слово вещь обобщает в себе слова посуда, игрушки и т.д.). Такая степень обобщения формируется к 5 годам.

    Таким образом, слова изменяются для детей на протяжении дошкольного возраста по мере развития мышления познавательных возможностей ребенка.

    Методика развития словаря.

    Задачи словарной работы:

    1.обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

    2.закрепление и уточнение словаря, т.е. работа над усвоением смысла слов, правильным их употреблением, расширением запасов синонимов, антонимов, работа над многозначными словами.

    3.активизация словаря, т.е. научить ребенка свободно пользоваться лексикой для выражения своих мыслей.

    4.устранение нелитературных слов.

    Методы словарной работы

    1.Методы накопления содержания детьми лексики.

    Методы непосредственного ознакомления с окружающим миром: рассматривание картин; наблюдение за животными, растениями, за деятельностью человека; осмотры помещения детского сада, целевые прогулки; экскурсии (социальное окружение, природа).

    Методы опосредованного ознакомления с окружающим миром:

    показ картин с незнакомым словом; чтение и рассматривание литературных произведений.

    2.Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны: рассматривание игрушек, картин; дидактические игры; лексические упражнения; работа с загадками.

    Приемы словарной работы: речевой образец; привлечение внимания к слову по наименованию; проговаривание слова детьми хором и индивидуально; включение слова в предложении.

    Таким образом, в процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

    Как показывают многочисленные исследования в этой области, дети дошкольного возраста лучше усваивают любой материал в коллективе. Поэтому доброй традицией могут стать детские праздники, игры, соревнования. В большинстве своем взрослые, желающие научить ребенка правильно говорить, пользуются одним способом - просят повторить слово, которое они только что произнесли. Однако для речевого развития этот метод не самый удачный. Взрослым, которые действительно хотят не только научить ребенка подражать им, но и добиться того, чтобы он воспринимал через эти слова окружающий мир, можно в своей практике использовать несложные дидактические упражнения.

    Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.

    Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.

    Итак, хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности.

     

    6.Список использованной литературы:

    1.Учебник - Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

    2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1967

    3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи

    4.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.

    5.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей
    6.Жукова Н.С. Формирование устной речи.

    Категория: Советы от логопеда | Просмотров: 546 | Добавил: Ольга
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Поиск

    Администратор сайта

    Детские сады и филиалы города Камень-на-Оби
  • Детский сад № 17
  • Детский сад № 11
  • Детский сад № 18
  • Детский сад № 15
  • Детский сад № 27
  • Детский сад № 8
  • Детский сад №189
  • Аллакский ДОУ
  • Верх-Аллакский ДОУ
  • Гоноховский ДОУ
  • Корниловский ДОУ
  • Луговской ДОУ
  • Новоярковский ДОУ
  • Октябрьский ДОУ
  • Попереченский ДОУ
  • Плотинновский ДОУ
  • Рыбинский ДОУ
  • Филипповский ДОУ

  • Опрос сайта

    Календарь
    «  Февраль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728


    dobrazovanie
    uCoz