ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ


Алтайский край, Каменский район
 г.Камень-на-Оби
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1

Сайты и группы
  • Комитет по образованию г.Барнаул
  • Министерство образования и науки Алтайского края
  • Администрация Каменского района Алтайского края
  • Управление образования Администрации Каменского района Алтайского края
  • Федеральный портал Российское образование
  • Портал АКИПКРО
  • Виртуальный методический кабинет
  • Факультет дошкольного образования/МУ
  • Факультет проектной деятельности
  • Методический центр ФГОС
  • Факультет коррекционной педагогики /МУ
  • УчМаг
  • ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ
  •      


    Инструменты
  • GIF аниматор
  • GIF анимация
  • Создание плейкаста
  • Видеоурок по созданию плейкаста

  • Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вопросы uCoz
  • ОДНОКЛАССНИКИ

  • Архив записей

    Мои странички
  • Мой Университет
  • МААМ.РУ
  • Nsportal
  • ИНФОУРОК

  • Главная » 2017 » Апрель » 11 » Формирование компетенции безопасного поведения дошкольников.
    16:05
    Формирование компетенции безопасного поведения дошкольников.

     Статья  "Формирование компетенции безопасного поведения дошкольников"  была  написана  для  участия  в  XX международной  научно-практической   конференции  аспирантов  и  молодых  исследователей  "Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования"    

    Проблемы в образовании дошкольников были всегда. А какие проблемы актуальны в настоящее время?«Настоящее время» - это среда развития современного ребенка, а актуальными являются такие проблемы, как: отказ родителей от сотрудничества с образовательными организациями, частичное или полное перекладывание своих воспитательных функций на эти организации из-за занятости родителей, из-за отсутствия одного из родителей (неполные семьи), или ряда подобных причин. Настоящее время - это время «цифровых технологий», и как следствие этого времени - отсутствие или недостаточность «живого общения». В настоящее время стремительно меняющейся действительности и огромного потока информации «гиперактивный ребёнок» - это уже не диагноз, а наша с вами действительность. Помочь справиться с этими проблемами призван Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). С появлением новых источников опасности, а именно с появлением смертельно опасных игр, таких как, например, «Синий кит», «Розовый пони» и т.п., наиболее актуальной проблемой образования стала проблема формирования и развития компетенции безопасного поведения детей.

    Для решения данной проблемы необходим целостный подход: создание безопасной среды в учреждении, помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, организация образовательной деятельности, направленной на формирование и развитие компетенции безопасного поведения у дошкольников.

    Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.

    В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению таких авторов, как Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др. Так, Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о неправильном поведении персонажа. С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдении двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и повседневный кропотливый труд по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры). Вдовченко Л.А. [6], К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления[4].

    Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

    Кандидатами психологических наук Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой и Н.Н.Авдеевой разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение. Цели программы так и звучат: сформировать у ребенка навыки разумного поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни[2].

    Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения, шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества, и тематического планирования, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми.

    Авторы программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресности.

    Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса – родителей, педагогов и детей:

    - этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;

    - этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

    - этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта[10].

    Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение детей действовать с потенциальными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

    Проблема формирования компетенции безопасного поведения актуальна не только для педагогов и родителей, но и для писателей, научных сотрудников, инспекторов безопасности дорожного движения, пропагандистов.

    Таким образом, можно сказать, что в психолого-педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению. Особый интерес представляет разработка пособий и парциальных программ, дидактических игр. При решении рассмотренной проблемы в формировании компетенции безопасного поведения главным является систематический и целенаправленный процесс.

    Библиографический список

    1. Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду». – В кН.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991.
    2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2007.
    3. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. «Психологическая безопасность образовательной среды». М.: Экон-Информ., 2009. 248 с.
    4. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольнику/ К.Ю. Белая. – М.: Детство, 2006. – 210 с.
    5. Богина Т.Л. «Здоровье – прежде всего».// «Дошкольное воспитание», 2004, №4.
    6. Вдовченко Л.А. «Ребенок на улице». «Детство-пресс», 2008
    7. Миронова Р.М. «Игра в развитии активности детей». – Мн., 1989
    8. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1982.
    9. Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Парциальная программа. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 160 с.
    10. Хромцова Т.Г. «Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: дис. …канд. Пед.наук – СПб., 2001. – 175 с.
    11. Эльконин Д.Б. «Психологические игры». – М., 1984
    Категория: Новости на главной | Просмотров: 1298 | Добавил: LARA | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Поиск

    Администратор сайта

    Детские сады и филиалы города Камень-на-Оби
  • Детский сад № 17
  • Детский сад № 11
  • Детский сад № 18
  • Детский сад № 15
  • Детский сад № 27
  • Детский сад № 8
  • Детский сад №189
  • Аллакский ДОУ
  • Верх-Аллакский ДОУ
  • Гоноховский ДОУ
  • Корниловский ДОУ
  • Луговской ДОУ
  • Новоярковский ДОУ
  • Октябрьский ДОУ
  • Попереченский ДОУ
  • Плотинновский ДОУ
  • Рыбинский ДОУ
  • Филипповский ДОУ

  • Опрос сайта

    Календарь
    «  Апрель 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930


    dobrazovanie
    uCoz