«Организация двигательной деятельности в физкультурно-оздоровительном центре как условие повышения качества коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ»
С 1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», который впервые поставил дошкольное образование как первую ступень общего образования. Согласно данному закону новый статус дошкольного образования предусматривает разработку Федерального государственного образовательного стандарта. При разработке Стандарта учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Одной из главных задач Стандарта является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.
Приоритетной целью ДОУ является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них дошкольное учреждение становится первой ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, учатся взаимодействовать и общаться в одной группе, развивают свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволяет каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.
Сегодня дошкольное учреждение не только осуществляет обучение и воспитание дошкольников, но и сохраняет здоровье детей. В настоящее время реализуется большое количество разнообразных программ, внедряются новые педагогические технологии. Очевидно, что все педагогические технологии должны обеспечить такую организацию коррекционно-педагогического процесса, чтобы успешно шло развитие детей, как психическое, так и физическое.
Поэтому, педагогическим работникам необходимо максимально использовать те возможности, которые имеются в дошкольном учреждении.Следует отметить, что физкультурно-оздоровительная работа обладает большими коррекционно-развивающими возможностями.Одной из таких возможностей являются физкультурно-оздоровительные центры (как садовые, так и групповые), которые сохраняют и укрепляют здоровье детей.Физкультурно-оздоровительная работа является важным источником мышечной радости, повышения иммунной системы, является средством совершенствования двигательных функций, коррекции и компенсации двигательных нарушений и психомоторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.
Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие); дети с нарушением зрения ( слепые, слабовидящие); дети с нарушением речи( логопаты); дети с нарушением опорно – двигательного аппарата; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости. Поэтому физкультурно - оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет свои специфические особенности.
Поскольку одной из наиболее важных функций мозга является процесс восприятия, то получение сигналов из внешнего мира становится одним из решающих факторов в формировании индивидуального опыта детей с ОВЗ в процессе их обучения и воспитания. Следовательно, важное значение в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ имеет индивидуальный подход.
Особенностью индивидуального подхода в процессе физкультурно-оздоровительной работы является то, что дошкольникам с ОВЗ сложно воспринимать словесные инструкции педагога, поэтому требуется не только показ во всем, сопровождающийся инструкцией, но и непосредственное совместное выполнение действий педагога с ребенком.
В нашем спортивном зале имеется современное спортивное оборудование: фитболы и мячи, батуты, шведская стенка, мягкие лабиринты, гимнастический комплекс «Юниор», мост ребристый, тренажер для метания в цель, яркие цветные мягкие модули и многое другое.
Я хочу рассказать более подробно о мягких модулях. «Мягкие модули» являются разновидностью спортивного инвентаря. Они сделаны из паралона и покрыты таким материалом, что их легко протирать. Они позволяют проводить разнообразные виды совместной деятельности педагога с ребенком по физическому развитию. Использование «мягких модулей» способствует повышению эмоциональности, развитию разнообразия движений.
Одним из самых важных для физической культуры свойств «мягких модулей», в силу их конструктивных особенностей, является наиболее полная возможность использования мер предупреждение травматизма.
Одним из эффективных приемов повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста является использования нестандартного спортивного оборудования.
Нестандартное оборудование - это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы, позволяющий в игровой форме развивать у детей интерес к физическому развитию, формировать двигательные умения и укреплять здоровье.
В МБДОУ «Детский сад № 189» в рамкам педагогического совета «Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО» был проведен конкурс «Нетрадиционное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».
Во всех возрастных группах пополнились физкультурно – оздоровительные центры.
Высокой эффективности физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ОВЗ способствует эмоциональная насыщенность двигательной деятельности. И это вполне естественно, поскольку, если ребенок испытывает радость от физических упражнений, то у него появляется желание снова участвовать в них, а затем и самостоятельно их выполнять. Следовательно, заинтересованность положительно влияет на двигательную активность всех детей с ОВЗ. Также все мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками с ОВЗ проходят в игровой и сюжетной форме, упражнения и задания должны быть доступными и понятными воспитанникам.
Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на коррекции особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная работа осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между речью и движениями, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие двигательной координации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация двигательной деятельности в физкультурно - оздоровительном центре создает максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, а также формируются благоприятные условия для повышения двигательной активности, коррекции нарушений в двигательной сфере, развитие самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений.
Воспитатель: Власова Наталья Николаевна