Образование детей
воспитание


Алтайский край, Каменский район
 г.Камень-на-Оби
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Инструменты
  • GIF аниматор
  • GIF анимация
  • Создание плейкаста
  • Видеоурок по созданию плейкаста

  • Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вопросы uCoz
  • ОДНОКЛАССНИКИ

  • Архив записей

    Мои странички
  • Мой Университет
  • МААМ.РУ
  • Nsportal
  • ИНФОУРОК

  • Главная » 2017 » Апрель » 11 » Формирование компетенции безопасного поведения дошкольников.
    16:05
    Формирование компетенции безопасного поведения дошкольников.

     Статья  "Формирование компетенции безопасного поведения дошкольников"  была  написана  для  участия  в  XX международной  научно-практической   конференции  аспирантов  и  молодых  исследователей  "Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования"    

    Проблемы в образовании дошкольников были всегда. А какие проблемы актуальны в настоящее время?«Настоящее время» - это среда развития современного ребенка, а актуальными являются такие проблемы, как: отказ родителей от сотрудничества с образовательными организациями, частичное или полное перекладывание своих воспитательных функций на эти организации из-за занятости родителей, из-за отсутствия одного из родителей (неполные семьи), или ряда подобных причин. Настоящее время - это время «цифровых технологий», и как следствие этого времени - отсутствие или недостаточность «живого общения». В настоящее время стремительно меняющейся действительности и огромного потока информации «гиперактивный ребёнок» - это уже не диагноз, а наша с вами действительность. Помочь справиться с этими проблемами призван Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). С появлением новых источников опасности, а именно с появлением смертельно опасных игр, таких как, например, «Синий кит», «Розовый пони» и т.п., наиболее актуальной проблемой образования стала проблема формирования и развития компетенции безопасного поведения детей.

    Для решения данной проблемы необходим целостный подход: создание безопасной среды в учреждении, помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, организация образовательной деятельности, направленной на формирование и развитие компетенции безопасного поведения у дошкольников.

    Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.

    В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению таких авторов, как Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др. Так, Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о неправильном поведении персонажа. С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдении двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и повседневный кропотливый труд по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры). Вдовченко Л.А. [6], К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления[4].

    Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

    Кандидатами психологических наук Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой и Н.Н.Авдеевой разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение. Цели программы так и звучат: сформировать у ребенка навыки разумного поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни[2].

    Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения, шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества, и тематического планирования, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми.

    Авторы программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресности.

    Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса – родителей, педагогов и детей:

    - этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;

    - этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

    - этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта[10].

    Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение детей действовать с потенциальными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

    Проблема формирования компетенции безопасного поведения актуальна не только для педагогов и родителей, но и для писателей, научных сотрудников, инспекторов безопасности дорожного движения, пропагандистов.

    Таким образом, можно сказать, что в психолого-педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению. Особый интерес представляет разработка пособий и парциальных программ, дидактических игр. При решении рассмотренной проблемы в формировании компетенции безопасного поведения главным является систематический и целенаправленный процесс.

    Библиографический список

    1. Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду». – В кН.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991.
    2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2007.
    3. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. «Психологическая безопасность образовательной среды». М.: Экон-Информ., 2009. 248 с.
    4. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольнику/ К.Ю. Белая. – М.: Детство, 2006. – 210 с.
    5. Богина Т.Л. «Здоровье – прежде всего».// «Дошкольное воспитание», 2004, №4.
    6. Вдовченко Л.А. «Ребенок на улице». «Детство-пресс», 2008
    7. Миронова Р.М. «Игра в развитии активности детей». – Мн., 1989
    8. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1982.
    9. Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Парциальная программа. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 160 с.
    10. Хромцова Т.Г. «Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: дис. …канд. Пед.наук – СПб., 2001. – 175 с.
    11. Эльконин Д.Б. «Психологические игры». – М., 1984
    Категория: Новости на главной | Просмотров: 2041 | Добавил: LARA | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Поиск

    Опрос сайта
    Оставьте отзыв-комментарий о презентации №15
    1. Очень хорошо, использую вашу идею
    2. Хорошо, все понятно
    3. Видимо педагог не опытный, есть над чем поработать
    4. Есть небольшие недочеты
    5. Тема проекта не интересна
    6. Хотелось бы подробнее
    7. Нужно еще поработать в программе PoverPoint
    8. Отлично, ваш проект реализую в своей группе
    Всего ответов: 3

    Календарь
    «  Апрель 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    Сайты и группы
  • Комитет по образованию г.Барнаул
  • Министерство образования и науки Алтайского края
  • Администрация Каменского района Алтайского края
  • Управление образования Администрации Каменского района Алтайского края
  • Федеральный портал Российское образование
  • Портал АКИПКРО
  • Виртуальный методический кабинет
  • Факультет дошкольного образования/МУ
  • Факультет проектной деятельности
  • Методический центр ФГОС
  • Факультет коррекционной педагогики /МУ
  • УчМаг
  • ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ
  •      

    Детские сады и филиалы города Камень-на-Оби
  • Детский сад № 17
  • Детский сад № 11
  • Детский сад № 18
  • Детский сад № 15
  • Детский сад № 27
  • Детский сад № 8
  • Детский сад №189
  • Аллакский ДОУ
  • Верх-Аллакский ДОУ
  • Гоноховский ДОУ
  • Корниловский ДОУ
  • Луговской ДОУ
  • Новоярковский ДОУ
  • Октябрьский ДОУ
  • Попереченский ДОУ
  • Плотинновский ДОУ
  • Рыбинский ДОУ
  • Филипповский ДОУ


  • dobrazovanie
    uCoz