Статья "Формирование компетенции безопасного поведения дошкольников" была написана для участия в XX международной научно-практической конференции аспирантов и молодых исследователей "Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования"
Проблемы в образовании дошкольников были всегда. А какие проблемы актуальны в настоящее время?«Настоящее время» - это среда развития современного ребенка, а актуальными являются такие проблемы, как: отказ родителей от сотрудничества с образовательными организациями, частичное или полное перекладывание своих воспитательных функций на эти организации из-за занятости родителей, из-за отсутствия одного из родителей (неполные семьи), или ряда подобных причин. Настоящее время - это время «цифровых технологий», и как следствие этого времени - отсутствие или недостаточность «живого общения». В настоящее время стремительно меняющейся действительности и огромного потока информации «гиперактивный ребёнок» - это уже не диагноз, а наша с вами действительность. Помочь справиться с этими проблемами призван Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). С появлением новых источников опасности, а именно с появлением смертельно опасных игр, таких как, например, «Синий кит», «Розовый пони» и т.п., наиболее актуальной проблемой образования стала проблема формирования и развития компетенции безопасного поведения детей.
Для решения данной проблемы необходим целостный подход: создание безопасной среды в учреждении, помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, организация образовательной деятельности, направленной на формирование и развитие компетенции безопасного поведения у дошкольников.
Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению таких авторов, как Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др. Так, Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о неправильном поведении персонажа. С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдении двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и повседневный кропотливый труд по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры). Вдовченко Л.А. [6], К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления[4].
Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Кандидатами психологических наук Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой и Н.Н.Авдеевой разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение. Цели программы так и звучат: сформировать у ребенка навыки разумного поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни[2].
Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения, шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества, и тематического планирования, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми.
Авторы программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресности.
Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса – родителей, педагогов и детей:
- этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;
- этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
- этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта[10].
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение детей действовать с потенциальными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
Проблема формирования компетенции безопасного поведения актуальна не только для педагогов и родителей, но и для писателей, научных сотрудников, инспекторов безопасности дорожного движения, пропагандистов.
Таким образом, можно сказать, что в психолого-педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению. Особый интерес представляет разработка пособий и парциальных программ, дидактических игр. При решении рассмотренной проблемы в формировании компетенции безопасного поведения главным является систематический и целенаправленный процесс.
Библиографический список
- Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду». – В кН.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2007.
- Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. «Психологическая безопасность образовательной среды». М.: Экон-Информ., 2009. 248 с.
- Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольнику/ К.Ю. Белая. – М.: Детство, 2006. – 210 с.
- Богина Т.Л. «Здоровье – прежде всего».// «Дошкольное воспитание», 2004, №4.
- Вдовченко Л.А. «Ребенок на улице». «Детство-пресс», 2008
- Миронова Р.М. «Игра в развитии активности детей». – Мн., 1989
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1982.
- Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Парциальная программа. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 160 с.
- Хромцова Т.Г. «Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: дис. …канд. Пед.наук – СПб., 2001. – 175 с.
- Эльконин Д.Б. «Психологические игры». – М., 1984
|